Rocksteady
Рокстеди
– музыкальный жанр, наибольшая популярность которого на Ямайке приходится на
1966-68 годы. Термин рокстеди изначально означает стиль танца (он упоминается в
песне Alton Ellis - Rock Steady). От ska rocksteady отличает, прежде всего,
более медленный темп. Наследник музыки ска и предшественник реггей, на Ямайке
этот стиль исполнялся многими группами, например The Gaylads (Веселые парни),
The Kingstonians, Toots & the Maytals и The Paragons. Отличия рокстеди от ска не
только в более спокойном темпе, но и в ослабленных трубах и измененной роли
баса. В ска бас склонялся к игре четвертичных нот в ровном, плавном стиле, а в
рокстеди звучание баса более "поломанное” и сокращенное, используются
настойчивые повторяющиеся партии, дублируемые гитарой.
Rude boys были и в
период популярности ска, но именно в эпоху рокстеди о них пишется основная масса
песен: "Rude Boy Gone A Jail” (Грубиян отправляется в тюрьму), исполненный The
Clarendonians; "No Good Rudie” Джастина Хиндса (Justin Hinds) и его группы The
Dominoes и "Don’t Be Rude” (Не будь грубым) группы The Rulers. И хотя
большинство называли Элтона Эллиса "отцом” музыки рокстеди за его его песню
"Girl I’ve Got A Date”, другими кандидатами на роль главных рокстеди-хитов
являются такие вещи как "Take It Easy” Хоуптона Льюиса (Hopeton Lewis), "Tougher
Than Tough” Деррика Моргана (Derrick Morgan) и "Hold Them” Роя Ширлей (Roy
Shirley).
Дюк Рид (Duke Reid),
один из самых известных и влиятельных продюсеров на Ямайке в то время, выпустил
сингл Элтона Эллиса "Girl I`ve Got A Date” на своем лэйбле "Treasure Isle", на
котором также записывались The Technigues, The Silvertones, The Jamaicans и The
Paragons. Работа Рида с этими группами очень помогла популяризации рокстеди.
Делрой Уилсон (Delroy Wilson), Боб Энди (Bob Andy), Кен Бут (Ken Boothe) и
Филлис Диллон (Phyllis Dillon), известная как "Королева рокстэди”, остались в
истории Ямайской музыки как выдающииеся исполнители.
В текстах
rocksteady-песен самые популярные темы – это любовь и руд бои. Либо же это
просто танцевальные мелодии и римейки американских хитов. Наиболее известными
музыкантами того периода были: гитарист Линн Тэйтт (Lynn Taitt), клавишник Джеки
Митту (Jackie Mittoo), барабанщик Уинстон Гринан (Winston Grennan), бассист
Джеки Джексон (Jackie Jackson) и саксофонист Томми МакКук (Tommy McCook).
Конец 60-х –
начало 70-х – время заката Rocksteady, как ведущего и самого популярного стиля в
Ямайской музыке, и начала Reggae. Основные музыканты-аранжировщики, Jackie
Mittoo и Lynn Taitt, эмигрировали в Канаду, а модернизация студийных технологий
Ямайки внесли изменения в звучание и стиль музыки. Басовые партии стали более
сложными и стали значительно доминировать в аранжировках, а фортепиано уступило
место электрооргану. Духовые инструменты ушли на второй план, ритм гитары стал
более ударным, «царапающим», а барабанные ритмы - более четкими и замысловатыми.
В это время
(начиная с 1968-69 гг.) движение Rastafari становится всё более популярным, в
текстах треков всё меньше романтики и всё больше чёрного патриотизма, каншеснес
и социально-политических тем – угнетение чёрной расы, репатиация, протест против
социального неравенства, произвола правительства и несостоятельности
государственной системы.
Безусловно,
Rocksteady оказал огромное влияние на развитие reggae и dancehall, последовавших
за ним; ярким примером служит факт заимствования этими стилями басовых партий из
рокстеди треков.
Alton Ellis – Rock Steady
Better get ready
Come do rock steady, ooh
You got to do this new dance
Hope you're ready
You got to do it just like uncle Freddy
If you don't know
Just shake your head, rock your bodyline
Shake your shoulders, ev'rything in time
Then see
Oh-oh-oh-oooh-oh-ooh
You got to shake your shoulders
Better get ready
Just to do rock steady, yeah
You got to do this new dance
Just like Freddy
You got to do it just like uncle Freddy
If you don't know it
Shake your head, rock your bodyline
Shake them shoulders, ev'ry thing in time
Then see
Oh-oh-oh-oooh-oh-ooh
You got to shake your shoulders
Now you're ready
Let's do rock steady, yeah
You got to do this new dance
Now that you're ready
You got to do it just like uncle Freddy
Now that you know it
Shake your head, rock your bodyline
Shake your shoulders, ev'rything is fine
Now see
Oh-oh-oh-oooh-oh-ooh
Ev'ryone, oh dance.
Мы можем
назвать лишь основные тенденции развития и изменения одного поджанра по
отношению к другому, но не можем точно определить границы между стилями Ska и
Rocksteady, между Rocksteady и Reggae, как и чёткие временные рамки
существования этих стилей – все они существуют до сих пор, выпускаются и имеют
свою аудиторию. Мы говорим о примерном времени появления характерных черт стиля
и о периоде наибольшей распространённости.
Волна
Rocksteady приходится на середину 60-х. Благодаря своей новизне и особому
звучанию этот стиль на несколько лет завоевал все танцполы на острове. Многие
дансхольные треки основаны на классических рокстеди композициях.
Хочется заметить, что средством продвижения музыки на Ямайке с 50-х годов были и
оставались (остаются и будут оставаться!) саунд системы.
http://www.reggae-vibes.ru/content/view/157/43
|